GPS
- навигация
Мне хотелось
выразить свою точку зрения связанную с
GPS-навигацией. Эта новая технология так
резко вошла в обиход туризма, что даже не
верится что такое могло когда-нибудь
произойти. Помню очень давно читал книгу
Бушкова "След пираньи", где
описывалось похождения морского
пехотинца в байкальской тайге и там есть
интересный момент когда он определяет
свое местонахождение с помощью какого-то
американского военного прибора. Тогда
это казалось фантастикой и совершенно
непонятным. Теперь же это приятная
реальность, которую я уже испробовал на
практике. Вкратце, спутниковая система
GPS была разработана военной
промышленностью США для определения
точного местонахождения, нанесения
точных ударов. Эта система стала
особенно распространенной в дальнейшем
и в гражданских целях. В основном,
авиация и судоходство работает в этой
системе. Ну а для путешественников это
оказалось просто находкой. В России для
военных целей была запущена спутниковая
система ГЛОНАСС, в которую были в свое
время вложены огромные средства и на мой
взгляд она себя не окупила. Также сейчас
и европейские страны начинают создавать
свою спутниковую навигационную систему,
и в дальнейшем думают ее запустить. В
туризме я считаю этот прибор практичным.
Сам прибор имеет так называемый
бортовой журнал который при включенном
состоянии показывает точное время
передвижение, время остановок, среднюю
скорость, общее пройденное расстояние и
т.д. Впервые я опробовал прибор Garmin Vista
при тренировочных пробежках на 10-15 км.
Сразу появилось множество преимуществ,
я видел с какой скоростью бегу и самое
главное какое расстояние пробегаю.
Также одним из преимуществ этого
прибора является создание путевой точки
в приборе и возврат к ней с любого места,
что очень не маловажно. В дальнейшем я
пользовался в походных условиях Garmin
Venture, его я опробовал в пешеходном
походе в районе Горного Алтая. Перед
этим я ни как не мог опробовать этот
прибор для определения точности, т.к. у
меня нет в наличии карты павлодарской
области с координатной сеткой, и
естественно судить о точности прибора я
ни как не мог. И поэтому я был в больших
сомнениях сможет ли мой прибор показать
точные координаты, которые есть у меня
на карте. Вся беда в том что я перед
походом изучал этот район взятыми
данными из интернета. В основном
описания этого района стали мне более
менее понятны. Меня смутили данные
связанные с GPS-привязками (точками)
именно этого района. Когда я начал
наносить точки по системе координат на
свою карту, и у меня оказалось офигенное
несоответствие. Я был ошарашен, разница
в среднем 30 км. Но все это развеялось
когда мы приехали на место. Я снял
показания прибора с точки куда мы
приехали. Я был приятно удивлен, прибор
показал местонахождения и я сверил его с
картой (генштабовская, 2-километровка) и
показания оказались совершенно точными,
по всей видимости данные точек которые
были взяты из интернета оказались
неверны. Есть один нехороший минус для
этих приборов, для того что бы
определить более точные собственные
координаты нахождения или заданной
точки нужно что бы прибор поймал как
минимум пять спутников из шести. На
открытом пространстве с этим нет
никаких проблем, он ловит и шесть
спутников и в этом случае можно
рассчитывать на небольшую погрешность в
пределах 4-6 метров. Ну а в густом лесу
начинаются проблемы. Мы оставляли
закладку на слиянии рек Шабага и Шавла.
Ну слава богу, место мы зрительно как бы
запомнили. Я отметил точку на приборе и
при возвращении он меня обманул на 200
метров. Что в этих условиях никак не
совместимо. Это говорит о том что не
нужно забивать точки в густом лесу, а
если забивать точки то нужно учитывать
естественную погрешность. Также влияет конкретное местоположение
в горах, если ты находишься в ущелье.
Ну а общем, прибор этот стоит того. Для
сравнений гарминовских Vista и Venture,
я бы предпочтение отдал прибору Vista.
В нем установлен электронный компас (хотя
наличие обыкновенного спортивного
компаса должно обязательно
дублироваться), он с места без движения
показывает направление к точке к
которой нужно двигаться, ну а в Venture обязательно
нужно начинать движение, что бы
определить направление к заданной точке.
Теперь я могу сказать конкретно что при
наличии карты и прибора GPS походы
становятся более практичными и
интересными. Для желающих я бы
посоветовал покупать эти приборы в
Москве, там они более доступны по цене. У
меня собрались точки (привязки) за
некоторые мои походы, и я их выношу так
сказать на всеобщее пользование. Все
данные взяты из Garmin Venture. Данные по
Горному Алтаю, район озера Мажой,
Шавлинских озер и т.д.: 1) Озеро Маашей - N50.09.118
E87.33.984 высота 1923 2)
Стоянка на р. Маашей по дороге на о.
Маашей - N50.12.531 E87.36.002
высота
1679 3) Дорога с р. Маашей на пер. Орой -
N50.12.267 E87.35.326 высота 1790 4) р.
Карасу перед перевалом - N50.12.778
E87.34.817 5) Стоянка перед пер. Орой -
N50.14.575 E87.29.191 6) Перевал Орой -
N50.14.549 E87.28.196 высота 2236 7)
Слияние р. Шавло и р. Шабага - N50.10.867
E87.20.639 высота 1647 8) Стоянка на оз.
Шавло - N50.06.218 E87.25.789 высота
1975 9) Начало р. Шавло - N50.06.549
E87.25.025 высота 2010 10) Баня на оз.
Шавло - N50.06.523 E87.25.289 11) Под
перевалом Гляциологов - N50.05.419
E87.24.126 высота 2228 12) Тропа с
перевала Орой в пос. Чибит - N50.14.661
E87.28.196 высота 2171 13) Тропа на р. Чуя
перед старым мостом - N50.17.080 E87.31.384
высота 1289 14) Старый (разбитый)
мост через Чую - N50.17.126 E87.31.402
высота 1270 15) Мост перед пос. Чибит - N50.19.758
E87.28.098 высота 1118
Данные района
Кузнецкого Алатау: 1) Приют Алгуй -
N53.42.171 E88.59.089 высота 703 2)
Перевал НК в район р. Малый Казыр -
N53.42.477 E89.00.249 высота 795 3)
Приют Куприяновская поляна -
N53.41.711 E89.02.730 высота 520 4)
Приют Высокогорный - N53.44.759
E89.07.769 высота 685 5) Приют
Мазаевский Стан - N53.45.766
E89.12.149 высота 873 6) База отдыха
Казырский - N53.37.700 E88.59.974
высота 974 |