На главную страницу

Фотографии данного похода

Лыжный поход. Ергаки. Март 2010.

Маршрут: Павлодар - Новокузнецк - Абакан - Минусинск - природный парк Ергаки

Берсенева Наталья г. Павлодар

Утенок - безродный

Фотографии  1  2  3  4  5

Уже много лет (звучит как в детской сказке) мы все собирались и собирались сделать лыжный поход в районе Западных Саян, Ергаки. Но что то нам как всегда это не удавалось. Основной причиной служило то что,  просто ну ни как не могли набрать определенное количество участников. Ну бог (это похоже в лице Андрея Мутовина, прости меня господи) услышал наши молитвы, то бишь размещенные обьявления в интернете. И однажды этот человек нам ответил, благо он живет в Минусинске, что рядом с этими местами. И опять же благодаря ему мы смогли пройти по интересным местам этого района.
Ергаки — название природного парка, расположенного на юге Красноярского края. Друзья нам советовали не ходить туда зимой, что там слишком сложно, но после Восточных Саян нам бояться уже было нельзя. И вот мы все таки поехали.
О нашем походе была написана статья в ежедневной республиканской газете "Хакасия":  http://gazeta19.ru/node/802, и мы просто начали гордится нашим мужеством.

Дальнейшее подробное повествование описано нашим участником Наташей Берсеневой, у нее похоже это получается лучше.

Уж и не вспомню с чего началось… наверно с фото Параболы в инете года два назад. «Ни фига себе! Это ж какие там скалы должно быть фантастические…» Ергаки, Ергаки… В прошлый март - «на Ергаки…», но облом, опять на Шумак, и кстати очень сочно сходили. В этот год - «-Ергаки? –Ергаки!!!!!!! – А может… - Не-ееееет, ЕРГАКИ!!!!!!!»

Ну и вот. Собрались на Ергаки, четверо. «Напашемся там вчетвером», мрачно обещал командир. «Дай бог, дай бог…» думала я с надеждой. Правда подпортил все Йог, как снег на голову за несколько дней до похода вновь откуда-то уволенный и рвущийся с нами пятым.

Один из нас – новенький, незнакомый, из Минусинска. Снаряд два раза в одну воронку не падает, я даже не заморачивалась наводить справки.

Что-то дней ходовых мало – десять всего… «Ты чего, напашешься и в эти десять, тебе хватит!» Маршрутом себе голову не грузила – есть же отец-командир, Парабола включена, что еще нужно?

Уже катясь в поезде начинаю просекать во что влипла – пересадка в Новокузнецке, там целый день ожидания (шопинг по туристическим магазинам и причудливая архитектура старого центра скрасили), потом ночь до Абакана, потом еще машиной… а еще и обратный путь с пересадками, много времени убивается на подъезды-выезды.

В Абакане рано утром встретил новенький – Андрей, на Ниве с прицепом, до Минусинска минут 20 езды, в квартире Андрея скинули лишние вещи (покупки) и поехали.

Трасса поразила гиперсугробами, буквально стенами снега по обочинам. Андрей хорошо знает эти места, интересно рассказывает. Вообще человек очень разносторонний, интеллигентный и выдержанный. С Йогом они сразу сблизились. Эх, Валера-Йог наверно впервые в походе обрел такого интересного собеседника и терпеливого слушателя, не то что мы, гоблины J

Доехали до базы под вечер, где оставили машину, встали на лыжи и пошли. Местность типа Кузнецкого, те же пихты, сугробы, невысокие хребты. Пасмурно, небольшой морозец, рюкзаки на спине (или спина под рюкзаком) потрескивают и похрустывают, туго и тяжело набитые, . Пара ходок, первые падения и буксовка в снегу… У Андрея беговые лыжные палки, в таких сугробах они не помощники, еще и сами норовят там утонуть. Пару раз пересекли ручей под снегом и ставим лагерь. Топтание площадки под шатер в таких снегах по энергозатратам как хорошая полноценная ходка. Обнаружили что от цивилизации в итоге уйти не удалось – неподалеку лагерь строителей, оттуда свет и всякие механические звуки, бе.

Утром пошли дальше, пересекли ручей  по угадывающемуся следу бурана, перевалили пологий хребтик. Перевалили не без труда – Серега шел первым налегке, делал лыжню, мы следом. Он потом возвращался за рюкзаком и нагонял. Дошли и встали в лесу под  перевалом Тушканчик, откуда пару дней можно гулять в радиалки. Установка лагеря занимает много времени, глубокий снег выматывает, даже по укатанной лыжне возле  шатра пешком не пройти – проваливаешься. Вечером подморозило, -36С, ветер порывами. Приходится дежурить ночью, по 2 часа.

Утром пошли в радиалку на перевал Художников. Нас ждет еще одна визитка Ергак – «Падающий камень». Пересекли лесистый холм (там нашлась старая, но еще заметная лыжня, она немного облегчала продвижение), начали подъем по открытой местности. Перевал Художников – очень красивое место, хоть нам и не повезло – сильно мело, с перевала на ту сторону в долине не было видно ничего (а ведь там моя Парабола!), но мы с удовольствием полазали по обрывам, гигантским каменюкам-карнизам-ступенькам. Спуск на ту сторону с перевала Художников категорийный и опасный даже летом.  Камни-скалы здесь и правда очень выразительные, дико-хаотичные. Так и провоцируют, так и дразнят.

Многотонный «Падающий камень», прилепившийся на покатом краю скалы и чудом кажется не соскальзывающий с обрыва в несколько сот метров, который раньше качался от легкого прикосновения руки, теперь не качается – какие-то чудаки его 10-тонным домкратом пытались раскачать и скинуть. Сдвинули видать. На верхах тут ветры жестокие, сурово очень, не расслабишься.

На обратном пути чудесно скатывались на лыжах по нашей же лыжне… Надеюсь я скоро освоюсь и буду хотя бы через раз падать J впрочем падения тут совершенно безобидны – двухметровая перина из снега прощает всё, хоть втыкайся головой в нее с ходу. Встретили группу уже немолодых, из Питера, у них у каждого специальные саночки-волокуши помимо рюкзаков. Андрей расспросил о намерениях, - они затеяли на следующий день спуститься в долину через перевал Художников… Надеюсь он их отговорил от такого варианта J

Вечером перед самым закатом небо расчистилось (эх, а мы-то в буране весь день прогуляли). Мороз усилился. Под утро дежурные зафиксировали температурный рекорд этого похода -47С! Я впервые в такую температуру на воздухе. В принципе единственная подмеченная разница – голыми пальцами уже ничего не сделать – полминуты предел, немеют. Поэтому собираюсь, пакуюсь в перчатках, сразу же одеваю по возможности поверх них варежки, при этом внутри пальцы прочь из перчатки и в кулачек – согреваться, а так – ну одела курточку поверх капронового костюма, да штаны теплые лыжные на мне уже постоянно.

Зато погода ясная, будут фотки красивые, идем опять через тот же лесистый холм, только уходим дальше, - к перевалу Красноярцев. Все это время Спящий Саян (его составные части – пик Молодежный, Учителей) справа над нами, издали он кажется единым хребтом, но уже здесь ясно, что это не так, - пара параллельных хребтов и один почти поперечный. Забавно, что тут у одной и той же вершины бывает несколько названий, - смотря откуда на нее смотреть. Как я начинаю понимать район этот небольшой, очень густо насыщенный достопримечательностями, достаточно сложный технически, если ломиться напрямки. А если в обход – прогулочный. Но по площади – совсем небольшой. Как наши 5-6 Баянаулов J

На Красноярцев поднимались долго, мне везло – удачно в меру подлипающие лыжи все упрощали, да и мой легкий вес в глубоком снегу – тоже плюс. Серега весит как я, но видать намного грешнее – проваливается и буксует на подъемах J наверху как обычно бешеный ветер, с острых хребтов наверху клубятся и развеваются снежные буранные бороды. уже одела и затянула все капюшоны, замоталась шарфом, нигде от этого ветра не спрятаться, он со всех сторон, или дует или отражается от стен и все равно дует. Почти на самом перевале навстречу нам одинокий путник. Молча и без эмоций приближается. Как-то тревожно, - почему один, почему не кричит, не приветствует… не один ли это из вчерашних, что хотели через Художников перевалить…  но оказывается все в порядке – его группа растянулась на очень крутом подъеме с той стороны, москвичи. Посмотрев на ту сторону мы решили не спускаться – долина и отсюда как на ладони, а обратный подъем потом будет – жуть. Спустились до интересного местечка – каменная глыба, пронзенная сквозной узкой щелью-колодцем, попытались там укрыться от ветра и перекусить. Кое-как это смогли, едва не замерзнув окончательно. Но по времени еще часа два-три гулять можно. Решили побродить в окрестностях, солнечно, красиво, к ветру уже почти привыкли. Андрей сказал, что начнет потихоньку спуск обратно (он никак не мог подружиться с лыжами, - крепления соскакивали, и лыжи его роняли в снег). Мы чудесно погуляли, влезли слева на округлый хребтик, вроде гора «Кит» называется, а за ней – «Замок», любовались на лесистую долину-котловину глубоко под нами, даже немного было страшновато временами, ну так, совсем слегка J

Возвращаясь по уже  накатанной нами за два дня лыжне, наблюдали предзакатное солнце и меня тут что-то посетило. Я впервые и неожиданно ощутила Лес. Не как обычно  как отрезок пути с глубоким снегом и с ограниченной деревьями видимостью, который надо преодолеть, чтоб куда-то попасть. А как самостоятельное, живое и одушевленное. Так как чувствую бурлящие Реки, вечные Горы. Стало интересно, и я отстала от группы, оставшись в тишине, легла прямо на рюкзак. Здесь было тепло, уютно. Лес сразу ожил звуками – поскрипывали деревья, шелестел порывами в кедрах, пересвистывались пичуги. Когда мы ломимся по лыжне то шумим как гиппопотамы, все вокруг замирает в ужасе J

Немного предавшись уединению, покатилась и обнаружила поблизости Йога, блин. Ну никуда от это святого не деться, наверно подсматривал-подслушивал мою лесную медитацию J вечером хлопоты лагерные, мороз и красный закат.

Утром собрали лагерь, взвалили рюкзаки и пошли. Я как чувствовала – оделась ОЧЕНЬ тепло. И только начали набирать высоту, поднимаясь на перевал Тушканчик, как мысленно себя похвалила за предусмотрительность. Навстречу мел неизменный ледяной ветер, поднимая массы снега, не утихая ни на секунду. И чем выше, тем нестерпимей. Шли пешком, лыжи на репшнуре волочатся. Наст как стекло, как застывшие волны. Гребень волны держит, а в низинке проваливаешься. Иду за Валерой второй, стоит приостать метров на 10 и его следы заметает. Серега останавливался, проделывал какие-то манипуляции в своих штанах, говорит очень неплохо иметь там теплую рукавицу при таком встречном ветрище. А мы ну чисто космонавты – ветрозащитные маски или шарфы к лицам примерзли, не удержалась от соблазна предложить сделать пару «героических кадров», тем более что у Андрея Мутовина есть идея пропиарить эти края нашими фото- видеоматериалами.

Переваливши плоский лысый перевальчик ожидаемого облегчения не получили – наоборот, настал полнейший пипец – снег стал тут рыхлый и по колено, продвижение замедлилось. Серега кричит что надо одевать лыжи. Но для этого надо снять рюкзак и огромные теплые рукавицы, чтоб крепления пристегнуть. А это ужасно – я ж сдохну от холода если остановлюсь. Но большинство вняло, и встают на лыжи. Пришлось и мне.  Неожиданно порывом ветра сдуло рукавицу, едва успела в броске лыжной палкой как копьем пригвоздить ее к снегу, а то не видать бы ее больше.

Тут кроме воя ветра появились еще какие-то звуки и материализовались в два снегохода, шикарные и яркие, как в рекламном ролике. Ездоки были изящны и стильно экипированы. А мы на их фоне – как сибирские ходоки к Ленину начала 20века, подпоясанные бечевками и замотанные в шарфы, или наполеоновские французы под Москвой J. Спросили куда мы идем, мы махнули рукой на ту сторону, где внизу темнели леса. Я даже глупо вообразила, что они нас волшебно спасут, мгновенно перенеся из этого гиблого буранного ада. Вот только как – нас пятеро с рюкзаками, а их двое?… не успела спросить, как они, махнув на прощание ручками, взревели движками, подняв своих красавцев на дыбы, и умчались вниз. Размечталась! J На лыжах пошло веселее (отец-командир в очередной раз оказался прав) и скоро мы уже грелись на солнце, спустившись в зону леса.

После некоторых прикидок дальнейшего маршрута (Андрей помахал руками во всех направлениях, пытаясь объяснить нам, где что находится), выбрали понравившийся и свернули влево, в сужающуюся тупиковую долину, упиравшуюся в перевал Мраморный. Поднялись по ней немного, присмотрели местечко под гигантским кедром и стали ставить лагерь. Рядом склон хребта, на нем след обширной лавины, неподалеку еще один.  Следы снегохода.

Как повелось, Йог с Андреем валят сушинки и распиливают на чурки, я чурки отвожу к лагерю, где дровосек-Валера машет и машет топором до глубоких сумерек. Серега – главный по лагерю и костру, кашеварит. Я иногда присаживаюсь рядом с Андреем и Йогом и слушаю. Как радиоспектакли интересные в далеком детстве – ранее неизвестные исторические факты по 2-ой мировой, про известных деятелей того времени. Это ж надо – когда успевает Мутовин перечитать и впитать такой объем информации. А Йог просто расцветает на глазах и обретает уверенность в себе – они в чем-то схожи, в части буддизма и самоочищения, говорят, говорят и никак не наговорятся.  А  с нами Андрей все больше помалкивает и лишь иногда (уже к концу похода) улыбается нашим не всегда безобидным шуткам. Еще и не пьет – и вечерами мы втроем (если конечно меня можно считать за целое) слегка согреваемся за ужином разведенным с кедровочкой. Тут кстати везде берет сотовая связь, у Мутовина то и дело то смс-ка булькнет, то звонок, лишая нас привычного чувства оторванности от цивилизации, суровой дикости природы. Да еще и самолеты как трамваи каждый полчаса утром над нами пролетают. Да снегоходы частенько ревут по окрестностям – их тут на базах отдыхающим напрокат дают. Мощность и проходимость у них фантастичная, можно за день половину Ергак проехать посмотреть, налегке. А вот если, к примеру, сломаются? Хотя, связь же сотовая…

Утром – 8 марта. Мне подарены три резиновых изделия, разной формы. Одно – в виде круглого зеленого арбуза (я взяла его с собой на сегодняшнее восхождение, привязав на рюкзак). Другое оказалось желтым утенком, обтекаемой формы, этакий обсосыш с трогательно торчащей пипкой-клювиком. Серега утверждал, что приобрел его в секс-шопе J   А третье – розовое сердце. По мере того как Серега надувал это сердце, оно обретало все более округлые формы и стало напоминать пышный женский бюст. Где-то на 5-ом размере мы стали умолять его остановиться, но эта вечная мужская погоня за женскими гипер-формами!… латекс не выдержал Серегиного напора, мечта лопнула и повисла розовой тряпочкой у носа расстроенного командира. Нет чтоб ценить то что имеешь! Решили сберечь то, что осталось – назначили Желтого Утенка членом команды и оставили в шатре на хозяйстве.

А сами пошли на восхождение. В планах – подъем на перевал Мраморный и оттуда по гребню на вершину горы Птица. Пройдя несколько взлетов и какое-то озерцо (судя по всему) свернули вправо и полезли уже без лыж. Серега рубит ледорубом траншею, утаптывает, мы ползем следом по пояс в снежной каше-крупе. Ветром сорвало с рюкзака зеленый шарик и он стал самостоятельно носиться по всему цирку, то забрасываемый завихрениями ветра вверх, то скатываясь по снегу и камням обратно. Ноги околевают, склон крутой, чтоб не отморозить пальцы машем то одной, то другой ногой по очереди. Продвигаемся медленно, в лоб (чтоб не подрезать склон, очень много снега).  Когда наконец приблизились к узенькой перевальной лазейке между каменистыми зубьями гребня, там на нас обрушился ТАКОЙ встречный ветер, что все что было до этого показалось мелочью. Ветер просто ложил нас, высунувшихся на ту сторону, на скалы, припечатывая к ним. Трудно было удержать руку, фотографируя окрестности. Если на подъеме я терпела, рассчитывая найти «обменник» (это такое местечко, которое обычно ищешь при ускоряющемся в походе обмене веществ J ) на перевале, то сейчас желание напрочь пропало. Понятно, что в такой ветер просто безумие идти по гребню к вершине, но все равно обидно было поворачивать обратно. А Серега даже и любоваться долго не стал, пошел обратно на спуск. Спуск в верхней ветреной и каменистой части был нервным. Но все прошло благополучно, добрались до лыж и покатились вниз.  Иногда зеленый шарик появлялся на каком-нибудь из окружающих склонах, все еще пытаясь взять перевал своими силами, потом бессильно скользил вниз, наверно до сих пор там крутится, латекс-то очень неплохой J

Основной взлет к верхнему озеру мы облюбовали для катаний. Катались там остаток дня, пока не стемнело, а Андрей с Йогом пошли в долину пробить лыжню для завтрашней радиалки.

На следующий день Андрей повел нас на Птицу по другому, кружному пути. Мы двинулись на выход из долинки, но не спускаясь, а забирая по склону влево. Пробитая накануне лыжня ускорила дело, и мы довольно быстро зашли на пологий хребтик.  В этот день Ергаки пожалели нас, бедолаг, и ветер выключили. Палило солнце, красота вокруг, почти жара (каких-то -20С). Вскоре нам открылась соседняя широкая долина, очень красивая, в ней брал начало ручей Медвежий. По поводу мишек кстати, - тут медвежьи края, летом они так прямо пристают к туристам, воруют еду из палаток. Мы видели парочку берлог, одну обитаемую (края оплавлены). Следов зверья тут не счесть – зайцы шныряют, мелочь всякая.

Теперь мы видели вчерашний Мраморный перевал с обратной стороны, видели каменистый гребень и венчающую его голову Птицы (птица правда смотрела на ту сторону, на Параболу, мы же видели ее затылок, крепкую шею и раскинутые в стороны крылья – отроги хребта). А за Птицей… у меня аж дыхание перехватило. Стояла шикарная, дикая, высоченная и неприступная скала-стена – пик Звездный. Андрей говорит он 6-ой категории и на нем международные альпинистские соревнования проводят.

Только мы покатились вниз, пересекая долину, как обнаружили пропажу – Андрея нет. Последний раз когда был рядом, он махнул рукой на спину Птицы, сказав «Вон туда надо». И нет его. Не подвох ли? Неужели мы перегнули палку с нашим черным юмором и страстью к попаданию в «полнейшие ж…пы»? Так или иначе, но наш проводник нас покинул, оставшись на покинутом нами солнечном пологом хребте.

А мы начали подъем к Птице. Выбрали наиболее пологий снежный склон. Он лежал на солнечной стороне, припекало, деревьев тут не было, и Командир стал уже почти непрерывно говорить о лавиноопасности. Видимо видение спущенной нами Лавины его очень напрягало. Я еще лавин не видела, страх этот мне незнаком, но мысленно поговорив с горой, получила благожелательный ответ, де мол да, я такая, лавиноопасная, но вы идите, не бойтесь, я вас пропускаю. Передала этот ответ Сереге, но он все ж волновался и поэтому полез на всякий случай в лоб. Правда в одном месте снег и правда треснул глубоко, отчетливо ухнув. А потом потопали по спине Птицы, вверх да вверх.  Выше был наст, по ступенькам ничего, а вот первому, кто рубит, не позавидуешь, крутизна. На саму голову мы не полезли (там скалолазанье серьезное даже в летнее время), а вид с плеча открылся шикарный во все стороны, мы там с час топтались, фотографируя и снимая видео. Наконец-то я увидела свою Параболу, правда не с идеального угла (это надо из долины смотреть, от озера Художников). Поразилась, какая же она маленькая. И вообще, все красоты Ергак очень компактны, близко расположены. Напоминает искусственно созданный парк. Но формы скал невиданные, трудно представить что их такими сотворило, вид инопланетный совершенно (кстати, существуют всякие смелые теории происхождения этих скал, вплоть до существования тут портала в иные миры, круглой дыры, ныне рассыпавшейся и ставшей двумя пиками Параболы).

На спуске одели кошки, береженого бог бережет. Потом шикарно катились вниз на лыжах. Закатное солнце подарило несколько красивых кадров, возвращались по лыжне, пришли уже в сумерках. А Андрей оказывается бродил весь день неподалеку, наблюдая за нашим восхождением и в лагерь пришел незадолго до нас – его крепления совсем разладились и шел почти пешком. В общем, наконец-то день нас удовлетворил – и погода, и поднялись куда хотели, и красота такая неописуемая, и напахались в меру.

На следующий день Ергаки опомнились (или мы выбрали весь лимит хорошей погоды) и забуранило, туманно, пасмурно. Мы никуда не пошли, отлеживались, отъедались. Развлечения ради Серега с Валерой стали копать рядом с шатром каждый свою снежную пещерку. В итоге под снегом их норы встретились, и, чтоб не было сквозняка, один вход завалили ветками и снегом. Я давно уже интересовалась, как же люди ночуют в снежных пещерках. Днем в ней было довольно уютно и я решалась заночевать в ней. Ближе к вечеру захотелось размять ноги, и, несмотря на непогоду, Серега пошел кататься на нашу горку. Я повалялась сонная, поела колбасы, запив ее остывшей водой с растворимым кофе, и отправилась за ним. Встретила его возвращавшегося в сумерках, белого как зимний леший, с набившемся везде снегом (видать пробороздил собой в падениях весь склон). Ну и пошли еще разок скатиться, пока совсем не стемнело. Пока наверх залезли и лыжни уже не видать толком. Но с другой стороны в сумерках съезжать не так страшно  - не видно же куда летишь. Вот бы на окрестные елочки свечки повесить, зажечь. Получилась бы светящаяся взлетно-посадочная полоса-ориентир. Серега поехал первым, как обычно в определенном месте склона упал, встал, понесся дальше, там внизу опять упал, но не встает. Секунд пять не встает, десять, пятнадцать. Напрягаю зрение, вроде зашевелился. Кричу – не отвечает. Снег мягкий, камней нет, не должно быть криминала, я даже, помню, в падении лицом метра два пропахала и ничего, будто умылась. Поехала следом, в этом же традиционном месте упала, перелетев через голову, встаю, смотрю недалеко от меня из снега носок лыжи торчит. Ни фига себе! Да Серега лыжу сломал! Нет, у него красные бескиды, а этот обломок желтый… блин, да это я сломала! Даже не почувствовала. Подобрала обломок, попробовала – качусь вроде по лыжне, не зарываюсь в снег. Подъезжаю, а Серега оказывается чуть не сломал шею. Стоит, пытается головой шевелить – не очень получается. Поковыляли в лагерь чиниться-лечиться.

Вечером мне поплохело, ужин не помог, оказывается, колбаса с холодным кофе в моем желудке не переваривается совершенно. Пока бегала наружу и обратно решила себе с вечера «обменную яму» на утро приготовить. Тут с этим непросто – снег глубокий, пока обустроишься, уже сил нет терпеть. Яму застолбила своей  лыжной палкой, строго-настрого запретив остальным к ней приближаться J

Перед сном вспомнили про нашу снежную пещеру. Я в нее заглянула – как в могиле, страшно, не хочу. А у Валеры спальник новый, суперзимний. И вижу в его глазах огонек желания. Ну я и раздула пламя, а он поддался. Засобирался на полном серьезе под снегом ночевать и Серегу с собой, чтоб не одному. Я помогла им собраться (хотя уже начинала сожалеть ближе к ночи, - ну как они там, в холоде, спали бы уж в шатре, в тепле). Да какой там! Вижу завелись, а если сомнения и гложут, то за азартом и спортивной злостью прячут. Взяли мы с собой теплых вещей с чекушку, колбасы и сыра, пару свечек, коврики, фотоаппарат и Желтого Утенка (этот наш питомец благодаря прикиду под унисекс вызывал симпатию и влечение всех членов группы, каждый норовил его приобнять и притиснуть себе под бок, Утенок выносил все молча и без протестов). Залезли в нору, зажгли свечи, постелили коврики. Проведя там час, окончательно поняла, что не хочу там спать. Мне, женщине, проще – дала слово, забрала слово. А они-то на попятную не могут, как же! Я и так уговаривала вернуться наверх, и этак, предчувствуя недоброе. Уходя в шатер, даже мучилась совестью, я же их спровоцировала. Решила не спать и топить печку, чтоб как замерзнут, вернулись в теплый шатер. Валера хоть в глубине лег, там надышишь и потеплее, а Серега – на входе, по сути просто в глубокой снежной яме. Валера ничего так, бодрячком в спальник полез, а Серега какой-то остервеневший, на меня полузверем смотрит J

Прошло с час или два. За это время я измаялась – творилась какая-то чертовщина с печкой. Дрова сухие, но не горят, тяги нет. Ложу в печку совсем уж щепки, чтоб занялось – не горят. Подношу горящую свечу к поддувалу – горит, едва через приоткрытое поддувало заношу ее внутрь, чтоб запалить щепки, она гаснет. Пошла за Серегой, позвала на помощь. Он снял экономайзер, чтоб усилить тягу, еле-еле заставил разгореться, но вернулся в снежную пещеру, несмотря на мои уговоры. В глазах явственно читалось «это все из-за тебя, Берсенева, зараза ты такая, провокаторша…». Еще через пару-другую часов увидела блики фонарика на стене шатра – слава богу, одумались, вылезают. Слышу, из ямы на поверхность вещи выкидывают – коврик, куртки (под спальник подстилали, чтоб конденсат впитать). Вышла навстречу – никого. Заглядываю в яму…

Чтоб вам представить весь мой ужас, вначале напомню, – всю эту ночь меня грызла совесть, что они там мучаются, мерзнут в отсыревших спальниках в этом снежном склепе. Наверняка меня мысленно костерят, но на попятную не идут, они ж мужики, надо слово держать, терпят. И тут в свете налобного фонарика я вижу такую картину – на поверхности вокруг входа-провала в пещеру разбросаны Серегины спальник, коврик, куртка, мой пуховик, которым я его сверху укрыла, хобы, которые под него с боков подкладывала… а сам Серега неподвижно в странной позе лежит на дне ямы-пещеры, на голом снегу, головой внутрь и на мои оклики не отзывается.

Что бы вы на    моем месте подумали? Я грешным делом решила, что Командир сошел с ума, что у него какое-то холодовое помрачение рассудка и в этом виновата только я. Пересилив страх, спрыгиваю в яму (а вдруг мои страхи не беспочвенны и он на меня бросится, чтоб отомстить за их страдания? J ), тормошу его за ноги, мягко и осторожно его расспрашивая о чем-то. Он зашевелился и отвечает: «Да, вылезаем. Сейчас Валерка там выберется, у него ноги примерзли…», я почти поверила и тоже протиснулась посмотреть как у Валеры ноги примерзли. Ослепленный нашими фонарями он сонно щурился и ворчал: «Ну что вы мне спать не даете? Будят и будят, спал же так хорошо…». В общем, хороший у Валеры спальник оказался J.

Устроились в шатре, раскочегарили печку, чтоб просушить отсыревшие и смерзшиеся вещи, и улеглись досыпать. К моему удивлению и Андрей, и Йог совершенно спокойно проспали всю ночь, видимо только меня совесть и переживания сна лишили. И в эту ночь и на следующее утро я старалась помалкивать и не будить лихо, сдерживая все шуточки по поводу этой ночевки в пещере, ну хотя бы пока страсти не улягутся.

И еще не один день меня обрывали: «Ты лучше молчи пока, лучше это… не испытывай нас…». Я в ответ успокаивала, обещая, что потом ведь будут мне благодарны, что в такое испытание их ввязала, сами бы не полезли, а так есть что вспомнить, да рассказать, - как вот так запросто в снежной пещере ночевали… Ну, когда истинные подробности позабудутся, а память как обычно все приукрасит.

Двинулись мы на выход с маршрута. На гору Тушканчик решили не лезть, опять там по верхам бешеный ветер, метет. Поэтому прошли мимо, весь день постепенно теряли высоту, двигаясь вдоль ручья по кедровому лесу, нашли лыжню, заночевали в красивом месте. Сил на постановку лагеря (утоптать площадку под шатер сначала лыжами, а потом ногами), распилку сушины, подвоз дров и передвижения меж костром и шатром уходит так много из-за глубокого снега, что лучше вставать лагерем заблаговременно, часов в шесть, чтоб до темноты все успеть. Кстати, сегодня у нас потеря – Желтый Утенок, этот крепкий и стойкий наш товарищ, не боявшийся ни мороза, ни крепких объятий, погиб, напоровшись на острый сук. Желтенькое тельце храбреца с почетом прошло  весь оставшийся поход, привязанное к верхнему клапану моего рюкзака.

Следующий день прошли остаток пути по лесу, и вышли на базу отдыха у самой трассы. Не знаю, как тут летом выглядят домики, или они на сваях стоят, или двухэтажные, но вот ЗИЛ-55, зимующий во дворе, снегом засыпан по крышу самую кабины, лишь будка торчит над поверхностью. Потом еще километров 7-8 топали по трассе – тут постоянно проносятся КАМАЗы с грунтом – дорогу достраивают, расширяют, постоянно чистят от снега, и эти стены снежные вертикальные по краям высотой до 3 метров доходят. Как в тоннеле дорога идет.

Дотопали до базы, где ждала нас «Нива» с прицепом, прикупили пива и поехали обратно. Заехали отметиться в МЧС, узнали, что в тот день когда мы ходили на перевал Красноярцев, где-то там на склоне снегоход лавину подрезал и засыпало парня. Пока не нашли. Мы когда возвращались в тот день, там все было снегоходами искатано, наверно те самые двое катались, а лавины вроде не слышали.

К вечеру были в Минусинске, заночевали у Андрея, исполнив все свои гастрономические мечты (да, они были, несмотря на обжорство в походе и даже оставленные местами на деревьях пакеты с излишками провизии, - наверно Серега становится уже как Кирильчик, чур-чур-чур, скоро будет раскладку делать 1кг/чел/сутки) и, помывшись, завалились спать.

И весь следующий день провели в Минусинске, ездили в местный парк, скорее лес, там белки едят с рук у людей, на берег Енисея, в старую церковь, где Ленин с Крупской венчались. Вечером на вокзал в Абакан и ночь в поезде до Новокузнецка. И весь день до вечера в Новокузнецке, на шопинг уже нет средств, погуляли по центру, поглазели. Тут все-таки есть удивительные жилые здания, монументальные, постройка сталинских времен, с лепнинами, помпезными замысловатыми балконами. Так и подмывает попроситься внутрь, посмотреть планировку и интерьер. Но все подъезды с домофонами, закрытые. Остаток дня маялись на вокзале, спали, читали, пили покупной вокзальный чай с всякими купленными пряниками и печеньками. Обжорство продолжается (я впервые в походе набрала вес!). Все-таки это ужасно – всего 9 ходовых дней и на них 8 дней подъезда-отъезда!

Короче, мечтали про Ергаки и посмотрели Ергаки – красиво конечно. Наверно летом там живописнее, хоть говорят дождливо очень, а зимой уж больно край неприветливый, ветреный и морозный.

Так что лучше Восточных Саян пока не видели мест. Вот и Андрея позвали с собой на будущий март туда, там Горы, хребты и перевалы, каньоны и лед рек, сурово, по-настоящему все.