Главная  Фотографии

Альпинисткие сборы в районе Восточного Казахстана.

Гора Беркутаул. Май 2007 г.

Краткая характеристика: Гора Беркутаул, что в переводе с казахского означает Жилище Орла, является второй после Белухи по популярности горой Южного Алтая среди альпинистов и туристов. Ее четко ограненная пирамидальная вершина, ярко выделяясь среди окружающих гор, поднимается на высоту 3373 м, являясь высочайшей точкой Южного Алтая. С северной стороны горы находятся три довольно значительных ледника, достигающих 1 км в длину и более.
Гора сложена вулканогенно-осадочными породами верхнего девона зеленовато-черного цвета, что резко контрастирует с белым снегом и голубоватым льдом. Беркутаул расположен в зоне высокогорной тундры и альпийских лугов. В 4 км к северу, на северном склоне хребта с высоты около 1500 м расположилась так называемая "черновая тайга", состоящая из лиственницы, кедра (верхняя зона) и пихты. По долинам очень много ягоды: красной (кислицы), черной и белой смородины, жимолости, малины. Внизу, где много березы, - изобилие грибов.
В районе Беркутаула держатся архары и горные козлы - тау-теке. По альпийским лугам множество сурка.
У подножья г. Беркут-Аул альпинистами построена изба-приют. Ежегодно на 9 мая здесь проводится альпиниада, в которой участвует до 100 альпинистов. Традиционны осенние восхождения.
Гора Беркутаул весьма удобна своей относительной доступностью. От ближайшего села Топкаин, расположенного на областной автотрассе, ее отделяет дневной переход в 16 км.

Ну вот наконец мы и собрались. Мы, это я Крашкевич Сергей и Коля Андикаев. Долго уговаривали людей туда поехать. Но к большому сожалению время очень изменило людей, и теперь с криком "ура!" никого не заманишь. Коля Андикаев ездил туда раньше часто на альпинисткие сборы ну а я поехал потому что мне просто интересно побывать на новом месте.

Итак 1 мая вечерним автобусом выезжаем в г. Усть-Каменогорск. Прибываем в Устькаман 2 мая в 7.15. Тут же на автовокзале берем билеты на автобус идущий до поселка Катон-Карагай, нам нужно до поселка Топкаин. В 8.20 выезжаем и прибываем к поселку Топкаин в 16.30. Выходим прямо на трассе возле указателя. Около трех километров идем до пасеки. Не доходя пасеки, останавливаемся в лесу.

На следующий день трогаемся в путь. Возле пасеки стоит много припаркованного транспорта. Значит на сборы приехало много людей. От пасеки идет накатанная дорога, туда раньше ездили лесовозы. Коля предлагает идти наперерез, все равно пересекемся с дорогой. Ну в общем вышли. Пару раз пересеклись с дорогой. Ну а потом... Пересеклись на другую другую дорогу. Решили на сегодня не искушать судьбу, остановились на берегу небольшого озерца. Здесь соорентировались и определились куда нам идти в нужном нам направлении.

4 мая выходим в 9.00 прямо на дорогу и решаем с нее уже ни куда с нее сворачивать не смотря ни на какие искушения. В 12.25 подходим к ручью Саралка. Здесь остановились перекусить. И откуда не возьмись подьезжают лесники на "уазике". Но у нас уже есть заготовленная легенда про то что мы отстали от основной группы, которая уже находится на сборах. Иначе нагрузят на деньги, а нам это нежелательно. Но слава богу лесники оказались хорошими лесниками. Поговорив с ними и все уладив мы в 13.30 двигаемся от ручья дальше в сторону лагеря. Резко начинается подьем. Кругом красотища. Везде сплошной кедрач. Немного поупиравшись приходим в 16.30 в лагерь (высота 1969). Придя в лагерь к нам начали подходить альпинисты. Среди них Коля узнал много людей которые приезжали сюда на сборы еще лет ...надцать назад. Все удивлялись как и почему павлодарцы столько не ездят. Нас покормили и пригласили в баньку уже натопленную. Здесь было около 100 человек, все были в основном из Усть-Каменогорска. Я был удивлен насколько здесь развит альпинизм, сколько детей втянуто в это благородное дело. В основном мне кажется это благодаря неутомимой Нине Энгель, которая уже много лет организует альпинисткие сборы, мероприятия.

На следующий день 5 мая мы с Колей пошли на восхождение на гору Мир (высота 2939). Поднимались траверсом по хребту. Дул сильный ветер, моментами приходилось прятаться за камни. Вид с нее был красивый, вдали просматривались очертания г. Белуха.

6 мая вышли на восхождение на г. Беркут. Решили пойти по категории 2Б. Впереди нас по этому маршруту ушли ребята с устькаманского клуба альпинистов для того что бы воодрузить на вершину г. Беркут флаги и вымпела спонсора их клуба крупную фирму "Бипэк Авто". Через часик мы их догнали перед крутым подьемом. Погода начинает портится, туман начинает обволакивать горы. Сам подьем становится сложным, снег превращается в жесткий наст. Приходится носками вырубать ступени. Тут я и пожалел что оставил в лагере кошки. Но ниче-ниче, все равно взойдем. Ну наконец взошли на вершину. Кругом горы в тумане но все равно вдали просматривается долина реки Курчум и озеро Маркаколь. Воодрузили флаги и быстренько пока не начался буран спускаемся вниз. Пока спустились и внизу уже погода испортилась. Повалил снег и повеяло космическим холодом. Ночью подул сильный ветер со снегом. Стало настолько холодно что пришлось одевать пуховку и залазить в спальник.

Ну а в остальные дни погода была настолько испорчена что куда то далеко выходить теряло смысл, но все же мы находили прорехи (в хорошем смысле) в погоде и выходили осмотреть окрестности, тем более мне нужно было сделать предварительную разведку т.к. я хотел пройти летом отсюда на озеро Маркаколь.

Ну к большому сожалению приходится покидать эти места, эти облюбованные кедрачом горы. Спасибо большое команде альпинистов из Усть-Каменогорска с которыми было очень приятно познакомится и пообщаться.

До новых встреч Алтай, мы сюда еще раз приедем обязательно!