На главную страницу

Фотографии данного похода

Новогодний поход на 2010 год. Горный Алтай, озеро Садринское.

Это Ирка

Мы из Павлодара Озеро Садринское Это Сания
Во я какая... Речка Красавицы Красота лесная

1  2  3  4

Наш поход на Алтай образовался каким-то спонтанным образом. Как-то Юля Мохнарева из Омска присылает мне сообщение был ли я в районе каких-то теплых источников в Хакасии. Это меня как-то заинтересовало, так как появлялась возможность побывать в новом месте. Ну в общем собрали интернациональную бригаду из разных стран и национальностей и маханули. В дальнейшем я решил опубликовать небольшой очерк Юли Мохнаревой о нашем путешествии.

Не-Путевые заметки о лыжном походе на Алтай

(озеро Садринское Турочакский район)

Январь 2010 г.

03.01. Сидя в палатке у печки, во время очередного дежурства, наблюдая за мерным горением дров и ощущая их тепло,  у меня наконец-то появились возможность и желание описать наши Алтайские новогодние приключения...

Постараюсь рассказать все по порядку и надеюсь, что Инна сможет сие описание довести до ума…

28.12. Встреча ульяновцев Лены Букиной и Артура Байбикова. На Омской земле. (Инна)

29.12 Отъезд в г. Барнаул поездом №36 (Москва – Барнаул).

Утром этого дня омичи Женя Шелепов, Вика Бабушкина, Юля Мохнарева и Катя Сайтгалина еще успели сходить на работу и завершить все свои дела, а Лена с Артуром, под чутким руководством Димы Маловичко познакомились с омской достопримечательностью - трубой с теплой минеральной водой в парке Победы. Погода стояла отличная, поэтому купание под трубой вызвало у наших гостей бурю восторга и положительных эмоций. Поезд отправлялся в 18-00, и к назначенному времени почти все уже были на вокзале с рюкзаками и лыжами, готовые к покорению суровых Алтайских гор. Запаздывала только Катя, прозванная впоследствии Сергеем Крашкевичем «малолеткой» за свой малый рост и удивительную способность терять и забывать свои туристские принадлежности. В день отъезда она умудрилась потерять собачку от лыжного крепления и забыть дома КЛМН… но это ее ничуть не смущало, так как она была потомственной туристкой и могла найти нестандартный выход из любой ситуации, за что все ее и полюбили. Ведь как гласит походная мудрость – настоящий турист это не тот, у кого все есть – а тот, кто может обойтись без всего.

И вот мы в поезде… Прощайте все нерешенные проблемы уходящего года, все тревоги и волненья… мы дружно сказали им: «осторожно, двери закрываются» и в путь!!!

30.12. Встреча в Барнауле с  опытнейшими лыжными павлодарскими туристами Сергеем и Соней Крашкевич, а также их юной землячкой Иринкой – спортсменкой, красавицей и как она сама себя представила – девушкой с «заковыкой», т.е в переводе с казахского с «изюминкой».

В 7 утра мы все встретились на ЖД вокзале г. Барнаула, где нас ожидал Влад – водитель газели, на которой нам предстояло ехать в поселок Бийка, расположенный в 470 км. от г. Банаула. С Владом мы списались по инету, он много лет занимается заброской туристов на Алтай (если кому интересно -могу дать его телефон для связи), он знает очень много интересных маршрутов, туристских баек и легенд об Алтае… в общем дорога в Бийку пролетела незаметно и ничуть нас не утомила. По пути мы зарегистрировали нашу группу в МЧС Горноалтайска и твердо пообещали вернуться к 9 января следующего года.

Честно сказать, мы рассчитывали к вечеру быть на месте старта, которое располагалось в 32 км. От Бйики, но увы… Дорога от Бийки была занесена снегом, все наши усилия вытолкнуть газель не привели к хорошему результату и нам пришлось выйти раньше. Погода была замечательная  -8  и мы приняли решение пройти пешком несколько км., чтобы на следующий день добраться до начала нашего маршрута.

Надо заметить, что, несмотря на то, что было уже достаточно поздно, луна и налобные фонарики освещали нам дорогу, создавая романтическое настроение, поэтому вечерняя прогулка нам показалась весьма приятной.

Ночевку решили делать недалеко от дороги, чтобы если вдруг случился какой-либо транспорт в нашем направлении, то мы смогли бы добраться на нем до Садры – так называлось озеро, куда мы должны были выйти.

Разбив палатку и разведя костер, мы приготовили наш первый ужин, о котором несколько слов: особую благодарность хотелось бы высказать Сергею Крашкевичу - мастеру разведения костра в походных условиях, а также Елене Букиной – завхозу и повару в одном лице. Они на протяжении всего похода руководили приготовлением пищи и благодаря им, наша группа очень вкусно питалась, а скромная походная пища была весьма разнообразной. В общем респект им и уважуха от всех нас !!!

С первой ночевкой в палатке было не совсем гладко: дело в том, что печка которую мы взяли с собой оказалась не достаточно проверенной, да и дрова были не совсем сухие, да и место заколдованное… в общем эта ночевка была чуть теплой, но так как за бортом палатки было не так уж холодно, то особых неудобств она не вызвала, да и у большинства ребят были теплые спальники.

31.12. Встреча Нового Года. Утро нас встретило морозной свежестью, но благодаря находчивость Жени Шелепова, который с утра пораньше нашел и спилил сушинку мы завтракали в тепле и успели просушить все свои вещи.

Сбор лагеря занял достаточно много времени, о чем хочу сказать отдельно: наше продвижение ограничивалось световым днем, и время, в течение которого мы могли бы передвигаться, было непродолжительным, поэтому от скорости сбора лагеря зависело очень много. В 11 часов мы наконец-то собрались и двинулись дальше по дороге пешком. Шел снег, поэтому особой красоты вокруг не было видно, а сугробы вдоль дороги становились все больше и больше. Опять отвлекусь, чтобы высказать свою благодарность Сахоненко Наталье Алексеевне: тренировки под ее руководством сделали свое дело,  мне, как руководителю группы, с легкостью удавалось держать быстрый темп ходьбы на протяжении всего похода, а некоторые наши товарищи тоже захотели освоить технику Nordic, так как в походе она помогает преодолевать многие километры пути без особой усталости и в достаточно быстром темпе.

В один из перекусов Сергей Крашкевич предложил остановиться в 4 часа и разбить лагерь для встречи нового года. Как было бы здорово, если бы мы послушались совета этого мудрого человека… Но, увы… проезжающие мимо нас в Бийку лесорубы  сказали, что в 15 км. пути находится их вагончик, где тепло и можно с определенным комфортом встретить НГ. Было принято общее решение идти к вагончику и встретить этот праздник там. Но эти 15 км. оказались нам не по силам… дорога медленно поднималась вверх, холодало, темнело, а вагончика все не было видно. Все шли молча, только Катя озвучивала мысли группы вслух, но даже это не могло нам помочь. В 22 часа мы решили, что это была злая шутка Бабы Яги, и никаких вагончиков не существует в принципе, и стали разбивать лагерь. За бортом нашего шатра мороз стал усиливаться до -30., а в шатре было чуть теплее, конечно, но печка упрямо не хотела работать… может она решила, что у нее тоже НГ и ей надо отдохнуть, может слов волшебных мы не знали, но тепла не было. В отчаянии Женя решил пойти на крайние меры и отрезал кусок трубы и вместе с ним все наши надежды, что к Новому Году мы сможем согреться… Помнится в анонсе, наше путешествие называлось в поисках Деда Мороза…так вот, мы его нашли, или он нас, сказать трудно…только это был не добренький Дед Мороз с подарками из сказочки, а настоящий Мороз, который пробирал до костей. В 12 часов мы смогли на примусе приготовить кашу и сварить глинтвейн, что, в общем-то, нас и спасло. С приговоркой здравствуй…Новый Год, Серега Крашкевич с ребятами продолжали искать сухие дрова и разжигать упрямую печку-злодейку, а мы с Соней, как большие медведицы, зарывшись в берлогу из спальников грели по очереди замерзающих девчонок.  Вот, такая, блин, романтика…

1. 01. Новый Год. Мороз и солнце…

Выйдя из палатки, мы очень удивились, что еще живы, а также красоте, которая нас окружала… Дело в том, что при утреннем солнечном освещении все окружающее нас как-бы преобразилось, стало сказочным и ясным. Мне очень захотелось хоть как-то взбодрить своих товарищей, и я побежала на разведку, так как у меня еще теплилась надежда увидеть заветный вагончик. Примерно через 2 км. я нашла его и выпив горячего чаю с Саньком, местным сторожем-лесорубом, побежала с радостной вестью обратно. Ребята, обрадованные сим известием, воспряли духом, собрали лагерь и двинулись дальше. Что и говорить… вагончик показался нам круче любого 5 звездочного отеля: газовая плита, вкусный борщ, теплые нары, кассетный магнитофон Санька с тюремными шлягерами про тайгу – все это создавало незабываемое праздничное настроение и так хотелось жить, петь и так далее…

2. 01 На подступах к Садре. На четвертый день нашего путешествия мы оказались в 4,5 км. от места старта. Нам предстояло пройти самый трудный участок, где не было дороги и надо было тропить. Снега было уже по пояс, что для тех мест это считается аномально много. Большое спасибо Саньку, который протропил на своих супермега лыжах (по сравнению с нашими туристами)  1.5 км. до свертка к озеру, а дальше мы пошли сами. Тропили по очереди Сергей, Катя, Соня и я, так как у нас был хоть какой-то навык в этом деле. Наученные горьким опытом, мы решили в 4 часа разбить лагерь и сделать ночевку, не доходя до озера, где была избушка, всего каких-то 700 м… И правильно сделали, так как оказалось позже, если мы бы дошли по темну до избушки, то дров там все равно не было…и мы бы опять намаялись.

Эта была наша самая теплая ночевка в палатке. Женя научился обращаться с печкой, дрова были сухие, мы установили дежурства, и наша походная жизнь наконец-то наладилась.

3.01. Озеро Садринское.  Это утро тоже было солнечным и морозным. Спрашивая своих товарищей после похода, какой день им запомнился больше всего, то многие сказали, что именно выход к озеру. Это была поистине сказочная картина: залитая солнцем  снежная гладь озера в окружении лесистых склонов гор сверкала и переливалась всеми оттенками белого света. Ради такой красоты стоило идти все это время…и ни одна фотография не сможет выразить состояние нашего восторга – это надо увидеть своими глазами. Избушка на озере была не менее сказочной: на ее крыше была метровая снежная шапка, на деревьях вокруг пели птицы, а рядом в беседке была надпись нормы для ловли рыбы, которая нас тоже удивила: таймень – 1 штука, хариус – 20 шт и т.д. В избушке никого не было и ребята стали располагаться и заготавливать дрова, а Артур, Соня, Катя и я отправились на разведку к перевалу. Дело в том, что перед нами по этому же маршруту вышла группа турклуба Альтаир-Алтай, руководитель которой Алексей созванивался с нами и во многом нам помог разобраться с маршрутом, за что ему еще раз большое спасибо. По нашим сведениям они должны были уже возвращаться, так как 4 января он должен был вести другую группу, но их тропа была занесена снегом, а до Бийки им тоже надо было идти пешком. В общем, мы за них волновались, так как они были без палатки, а расстояние между избушками было достаточно большим. Я до сих пор не могу понять как они умудрились в один день пройти 25 км с взятием перевала, а затем еще 32 км. до Бийки.

Вечером, сидя в теплой избушке, мы приняли общее решение дальше не идти, так как мы уже не успевали по срокам, да и у Сергея Крашкевича от перенагрузки в новогоднюю ночь, разболелось колено, которое он пытался вылечить всеми доступными средствами: сибирским бальзамом, солью и.т.д. Честно скажу, что мне было немного обидно и завидно, когда на следующий день мы встретили группу Алексея, возвращавшуюся с теплого ключа, оставшегося для нас недоступным. Мы понимали, что этот маршрут оказался более сложным, чем предполагалось и удлиненным на 60 км., но от этого он стал еще более желанным… мы твердо решили на следующий год обязательно вернуться и дойти до Теплого Ключа.

4.01. Взятие перевала Садринский.  В это день Серега, Соня и я остались заготавливать дрова, а Женя, Вика, Артур, Лена, Ира и Катя отправились покорять перевал Садринский, расположенный на 1200 м над уровнем моря, до которого было примерно 7 км. О своем восхождении ребята рассказали бы намного лучше, но по их радостным лицам, когда они вернулись в избушку, мы поняли, что им это удалось. Они взяли перевал, осваивая технику ходьбы на лыжах с репшнурами, и лишь отчаянная Катя Сайтгалина, шла без всяких репшнуров, постоянно падая и барахтаясь в снегу как маленький медвежонок, чем смешила всю группу. В общем, настроение у всех было приподнятое и это дело мы дружно отметили. Замечу, что употребление спирта в лыжном походе дело необходимое для сугрева, в разумных пределах, конечно, поэтому пили все, даже закоренелые трезвенники, но по чуть-чуть.

5.01. Радиалка вдоль реки Садра.  Сегодня была наша с Соней очередь гулять по окрестностям, и после моего клятвенного заверения не рвануть на Теплый Ключ, Серега нас отпустил в радиалку. К нам еще присоединилась Ира, а потом и Катька подбежала. Мы долго думали, куда нам направить свои лыжи и решили прогуляться вдоль реки Садра, которая не замерзала даже зимой и вытекала из озера. Погода была солнечная, и мы останавливались каждые 10 м. чтобы запечатлеть всю красоту этого места. Надеюсь, что некоторые из наших фоток вы скоро увидите. Я наслаждалась нетронутой первозданностью природы и получала удовольствие от бесцельного хождения на лыжах. Поверьте, в этом есть особая прелесть брести незнамо куда. Как говорится в еще одной горной притче: кто не знает куда идет, может очень удивиться попав не туда… но в этом -то и вся соль… В одном месте мы перешли через реку и стали подниматься в гору. Нам захотелось подняться до снежной проплешинки  на склоне горы, чтобы посмотреть с нее на озеро. Подьем был достаточно крут, но нас это не пугало. Наконец-то мы добрались до снежной полянки и просто растаяли от восторга: светило солнце, было так тепло и тихо, что мы сняли шапки и сели на каримат пить чай. В этом чаепитии была какая-то японская неторопливость и торжественность. Хотелось сидеть и созерцать открывшийся перед нами вид долго, долго… Все происходящее внизу казалось нам таким далеким и неважным,  что мы постепенно наполнялись ощущением радости бытия, спокойствия и какой-то горной отрешенности.  Вернувшись к ребятам, мы были немногословны, но по нашим глазам они поняли, что мы видели нечто особенное, что в спешке не увидишь и не заметишь. Вечером нас ждала баня и вкусный ужин. Серега и Артуром напилили всем сувениров из кедра на память об этом красивом месте. Завтра мы должны были идти обратно.

6.01 Встреча Рождества. Утром мы простились с ребятами из группы Алексея, которые пришли накануне вечером  и двинулись в обратный путь. По протоптанной тропе расстояние, которое туда мы делали за день обратно мы прошли за 1,5 часа. Это о том, что если все-таки было бы поменьше снега и тропу не завалило, то мы смогли бы дойти до ключа. Забрав оставшееся снаряжение у Санька (а мы брали с собой кошки для покорения местной горы Этель) и часть продуктов, мы решили пройти еще 10 км., чтобы приблизиться к Биике. Нам предстояла встреча Рождества в палатке. Мороз крепчал и злился, но мы его уже не боялись, так как у нас уже был опыт выживания в подобных условиях. Сколько градусов было этой ночью мы точно не знаем, но разбавленный спирт принимал странное тягучее состояние. Мы пили за Рождество и Родину, чистоту снегов и слов, нашу дружбу, и, конечно же, любовь к путешествиям, которая объединяла нас всех.

7.01 Рождественский полумарафон. В Омске вот уже несколько лет проходит рождественский полумарафон, участником которого мне довелось быть пять лет назад. И я  решила  в этом году не отступать от традиций и пробежать до Бийки оставшиеся «примерно» 20 км.  Это нужно было не только из спортивного интереса, но и для всей нашей группы, так как мороз крепчал, и сил на еще одну ночевку в палатке у нас уже не было. Я слышала, что туристы останавливаются в школе на ночлег и моя задача была договориться с кем-нибудь о ночлеге. Пообещав Сереге пива, я в 9 часов побежала в Бийку, а ребята стали собирать палатку. Катиться на лыжах было одно удовольствие, а мороз только добавлял мне спортивного задору.   В 13-30 я была уже в Бийке. Не знаю, много это или мало для спортивного результату, но с пол-задачей я уже справилась. Оставалось договориться о ночлеге в школе. Эта задача оказалась более сложной. Разрешение на ночлег могла дать только директор школы, которая куда-то уехала, а ее родственник Олег, у которого останавливаются все туристы, был в изрядном подпитии в обществе местных калдырей. И хотя он клялся, что все наши вещи будут в сохранности, и что денег он с нас не возьмет, а только выпивки, мне как-то не захотелось вести своих товарищей в его дом. Купив ему пива, я бродила с ним под руку (он за меня держался) по всей Бийке в поисках разрешения для ночлега в школе. Наконец-то разрешение нам дала завуч школы и этому времени уже подоспели наши ребята, которых подвез местный тракторист.

Ночевка в школе была нам как Рождественский подарок ( вот и не верь после этого в чудеса), поскольку за окном было – 43. Мы накупили всяких деликатесов в магазине, сварили поесть и дружно отмечали наше счастливое возвращение.

8.01 Дорога в Барнаул. Утром мы дождались Влада, который ночью, несмотря на запреты ГАИ и закрытые дороги, пробирался до Бийки, понимая, что без него мы можем замерзнуть в тайге.  Мы счастливые и довольные, распевая на все голоса детские песни, поехали в славный город Барнаул, там дождались своих поездов и разъехались по своим городам.

P.S. На какое-то мгновение я почувствовала, что не хочу покидать это место, где все было по-настоящему: и мороз, и снег, и тайга, и горы, и друзья-товарищи… где каждый ощущал свою нужность и сопричастность к общему делу, совершил хоть маленький, но подвиг в преодолении себя. Но когда на вокзале в Омске нас встретили и обняли наши друзья Дима, Надя, Лена, Люся, Тося, Серега Кирильчик я поняла, что обязательно надо возвращаться, потому что и здесь на земле ты кому-то, да нужен. В этот день у Артура был День Рождения, и мы прямо на вокзале его и отметили. Нам было все равно, что о нас думают прохожие, ведь мы расставались с дорогими нашему сердцу друзьями, и очень надеялись увидеться снова!!!