На главную страницу Фотографии

Туристический поход по Южному Алтаю, август 2007 г.

Вот и язь!

Под перевалом.

Сижу, отдыхаю.

1   2   3   4  5

Нитка маршрута: г. Павлодар - Бухтарминское водохранилище - пос. Медведка (автобус 900 км).
пос. Медведка - река без названия, мы ей дали название Ах-ты или Ух-ты (потому что было красиво) - перевал VII-IX , такое цифровое название на карте но и ему мы дали название Павлодарский - река Акбулак - река Путочная - река Курчум - река Сорная - перевал Маркакольский (это уже наше название) - пос. Нижняя Еловка - пос. Верхняя Еловка - река Тополевка - верховья реки Курчум - перевал VI-IX, мы его также переименовали, в Катон-Карагайский - река Сары-Меакты - пос. Катон-Карагай (пешком 280 км).

Район Южного Алтая (Восточно-казахстанская область) на сегодняшний день мало исхожен туристами, практически нехожен. Поэтому этим районом Алтая мы заинтересовались давно. Здесь тебе и сочетание снежных гор, большие просторы джайляу и тайга. Разнообразие растительного и животного мира. Меня этот район поразил тем что за весь маршрут мы не встретили не одного туриста, не обнаружили не одной стоянки. В течении года пытался собрать информацию по этому району, но все оказалось безуспешно, ни где ни в интернете ни у туристов не мог собрать информацию по району. Была только в наличии карта двухкилометровка и желание пройти этот район. Пугало еще то что нам нужно было пройти через три заповедника и одну погранзону, и все это нелегально. На все эти дурацкие разрешения-оформления не хотелось тратить ни времени ни нервов. Поэтому решено было идти так, как говорится партизанскими тропами, прикидываться или дураками или иностранцами. Нужно было просто при встрече с властями выпучивать глаза и бормотать что ни будь на иностранном. Но слава богу ни кого из властей мы не встретили.

Наша подготовка началась с того что нужно было найти транспорт, для заброски. Этот район труднодоступен. Туда можно добраться на рейсовом автобусе с пересадками, но опять же если группа малочисленная, или договариваться с каким либо транспортом для заброски. Поэтому мы договорились и арендовали китайский автобус с каким-то замысловатым названием, МУДАН. Все кто видел этот автобус крутили пальцем у виска, мол вообще на нем нельзя куда то доехать. Но мы были уверены что доедем, наверное сильно хотелось туда доехать. Первоочередной задачей у нас была рыбалка на реке Курчум и озере Маркаколь.

4 августа - В этот день решено было выехать в 5 часов утра. Автобус примерно к этому времени и подошел. Но выехали все равно из города поздно, пока всех собрали по городу. По дороге остановились в сосновом бору, напилили дров, так как мы решили в первый день остановится на Бухтарминском водохранилище (там нет леса). К 12 часам подьехали к г. Семипалатинску и где то часа полтора выезжали из него. На Бухтарму мы приехали в ночь. Организовали стол, выпили за автобус и мысленно его поцеловали.

5 августа - Все мужчины встали очень рано, облепили берег спиннингами и пытались что ни будь поймать. В результате за часа два было поймано два щуренка на всех. Решено было переплавляться на пароме на другую сторону водохранилища. Переправившись на другую сторону попытались возобновить рыбалку, но все оказалось безуспешно. Только Гена, наш опытный рыбак натаскал язей. Остальная часть людей решили сделать радиальный выход по окрестностям. Места оказались очень живописными, при подьеме на гору открывается живописный лунный пейзаж. Из под ног стайками вспархивали куропатки. Ну а к вечеру была жаренная рыба, язьки.

6 августа - Рано утром собрались и выехали в сторону Катон-карагайского района. Через часа два подьехали к поселку Медведка. Нужно было где-то оставлять автобус. Недалеко от поселка у дороги стояла юрта в которой все лето обитали чабаны. Мы договорились что оставляем на время нашего путешествия автобус у них. Отсюда мы и начали наш маршрут. Вдали виднеются снежные горы, вокруг сказочный лес. Через пару ходок мы переправились через реку, вдоль которой нам и нужно идти. Но тропа почему то уходила все правее. И в итоге мы далеко ушли от реки. Я с Колей Гусевым пошел в разведку. К сожалению мы пришли к выводу что мы далеко ушли от реки и похоже до потемок мы вряд ли успеем добраться до воды. Решили идти до ближайшего снежника и там остановится.

7 августа - Рано утром мы, я и Коля Гусев решили сделать предварительную разведку для того что бы не сбрасывая высоты выйти на нашу реку. Мы решили с ним подняться по снежнику для того что бы понять можно ли дальше по хребту уйти в сторону перевала. Мы попытались идти по снежнику, но он был подмерзший и нам пришлось идти по кромке сыпухи. Немного поднявшись мы поняли что лучше нам пересечь хребет и выйти на реку. Пришлось набирать резко высоту, для того что бы перевалить хребет. Конечно пришлось как говорится покарячится, но оно того стоило. На спуске пришлось также туго. Спуск был крутой и травянистый. Местами нужно было распиратся на четыре точки опоры и держась за траву спускатся. Но все же при этих потугах мы спустились к нашей реке.

8 августа - Вышли рано утром уже в сторону перевала. Идем по хорошей вытоптанной тропе. На сам перевал VII-IX (наше название Павлодарский) мы зашли без напряга. С перевала вниз также идет хорошая тропа. В низ мы шли все вдоль реки Акбулак около 12 км. Кругом горы и джайляу. Приглядываемся когда появится "зеленка", деревья что бы встать лагерем. Доходим до слияния рек Акбулак и реки Кузкунды. Здесь после слияния образуется река Путочная. Решено делать переправу через реку Кузкунды. Натягиваем веревку с одного берега на другой и переходим. На новом месте уже есть лес значит и сухие дрова. Здесь и останавливаемся на ночевку.

9 августа -  Решили в этот день дойти до реки Байновой, там по описанию которое я нашел в интернете хорошо клюет хариус. Технически сложного ничего не было в этом переходе. Только в брод перешли реку Еловку. Придя к впадению рек начинаем пытаться рыбачить. Но к сожалению сама река в этом месте мелковата и нужно уходить далеко что бы найти какой-либо омутик. В итоге я наловил штук пять мелких килек да одного на грамм двести поймал наш рыбак Гена. Мы планировали сделать здесь дневку на следующий день, для того что бы порыбачить, но в виду такого ужасного клева решаем завтра уходить до реки Курчум.

10 августа - Выходим и вдоль реки Путочной идем по направлению реки Курчум. Вот здесь и начали появляться конкретные места пребывания медведя. То какая то залежалая площадка с диким запахом то следы здоровенные. И это все в совокупности вызывало какой то дикий трепет. Кругом такое разнотравье такие одурманивающие запахи, раздолье для пчел. В районе переправы через реку Нефедов образовался густой заросший лес и поэтому при переправе через реку группа разбрелась и мы смогли собраться только через час. Вдали вырисовывается хребет, долина реки Курчум. При подходе к р. Курчум мы попадаем в сказочный смешанный лес; березы, пихта, ели. На реке нашли площадку под лагерь. Установив лагерь все мужчины разбрелись по реке, добывать рыбу. Несколько человек стало рыбачить на слиянии рек Курчум и Путочная. Естественно что бы всем встать на одном месте об этом не могло быть и речи. Вдохновляло то что уже наш главный рыбак, Гена Швайко уже выловил с десяток хороших хариусов. Но к сожалению там где мы стояли очень сложно было найти место для рыбалки, река в основном выполаживалась и не было естественных глубинок. Я ушел с километр от стоянки, лишь в одном месте у меня схватил хариус но и тот сорвался когда я его подтягивал, короче на сегодняшний день у меня, ноль. Лишь только один человек у нас хорошо наловил хариусов, это Гена. Он поймал штук 20 хариусов. Было решено ее потушить. В итоге наш главный повар Галя приготовила такую вещь, что пальчики оближишь.

11 августа - На сегодня дневка. Женщины ушли собирать ягоды и грибы. Все мужчины разбежались искать счастливые рыбные места. Я ушел чуть выше нашел какой-то омут и там натаскал немного хариусов, ну короче день прошел в поисках лучших мест рыбной ловли. К вечеру как бы то не было наловили рыбы на ужин.

12 августа - Решено идти дальше вниз по Курчуму, искать рыбные места. Через реку Путочную натянули веревку для осуществления переправы. Переправившись через р. Путочную и пройдя около 5 км мы нашли более-менее безопасный брод через р. Курчум. На той стороне идет хорошая тропа но она уходит далеко от реки и мы решили идти вдоль реки хоть и по без тропью, хочется все таки найти подходящее место для рыбалки. Все таки место было найдено и мы разбежались каждый на свое как каждому казалось лучшее место. Я с Колей Гусевым ушел вниз по реке примерно на километр. Нам пришлось пробираться через страшные дебри, несколько раз останавливались, мы попадали в такой роскошный ягодник что нельзя было не остановится. В итоге мы вышли на хороший перекат  и приступили к рыбалке. В первые же доли секунд как только я закинул спининг клюнул первый хариус. И в дальнейшем клев стоял хороший, я только успевал закидывать спиннинг как хариус тут же кидался на мушку. К сожалению начинало темнеть и пришлось возвращаться быстрей в лагерь.

13 августа - Дневка. Рано утром каждый из рыбаков разбежался по своим местам. С утра маленько накрапывает дождь. Клев с утра что то немножко не такой как ожидалось. Так и простоял до обеда ловя понемножку, одна надежда что может быть вечером клев улучшится. К обеду оставшиеся в лагере  соорудили баньку и желающии могли помыться. К вечернему клеву все готовились, надеялись что вот-вот начнется рыбалка. Но к сожалению наши надежды не оправдались. Рыбы мы конечно поймали, но не столько на сколько надеялись. Зато к вечеру нас ждала знатная уха.

14 августа - Выходим вниз по р. Курчум в сторону реки Сорной, нам нужно затем вдоль этой реки подыматься что бы через перевал уйти на озеро Маркаколь. В местах впадения этих рек тропа уходит наверх. Идя по верху хребта начинают появляться сомнения что мы можем уйти не туда и было решено спускаться вниз к реке. Спустившись вниз мы осознали почему у реки такое название "Сорная", дело в том что река представляла собой одни завалы из деревьев  и нам пришлось порядком покарячиться что бы пройти по ней. Вот тут и закралась у меня мысль что все таки не зря тропа шла по верху, ну да ладно...

15 августа - Продолжаем борьбу с непроходимой рекой Сорной нашим безумным пробегом. После обеда выходим на склон, и перед нами открывается горное джайляу. Приходится часто останавливаться что бы определится по карте и прибору где мы находимся. Наконец выходим на перевальное седло где открывается великолепный вид на озеро Маркаколь. Спускаемся вниз вдоль ручья. Находим площадку и останавливаемся на ночевку.

16 августа - Выходим в сторону озера Маркаколь. Сверху озеро хорошо просматривается. Идем уверенно по заметной тропе в сторону озера. В скоре попадаем в заросли камыша. Но мы надеемся что пройдя сквозь эти камыши мы все таки выйдем на берег озера. Но.. мы в конце концов пройдя через камыши мы прямо таки попадаем в озеро, без всякого берега. Решаем идти по озеру или вдоль берега через камыши. Так оно и вышло пройдя немного по озеру вдоль берега мы начали проваливаться в тину поэтому пошли по берегу через камыши. По дороге часть людей из группы решила идти в обход своим путем. Через небольшое время мы все таки вышли на открытое место и даже пошли по заметной дороге. Нашли хорошее место и сделали стоянку. Через полдня, к вечеру пришла та часть людей которые решили пойти в обход, очень злые и малоразговорочные. К сожалению они сами выбрали свой путь.

17 августа - Утром  пошел дождь, погода просто противная, но решаем все равно идти. Пройдя две ходки подошли к поселку Нижняя Еловка. В общем поселок представляет собой строения из 5-6 домов. Здесь нас встречают очень приветливо местные жители, все подвыпившие, сегодня проходят какие-то выборы. Нас угощают свежим хлебом, земляничным вареньем которое выносят просто ведрами, больше всего я был шокирован когда вынесли здоровенный таз наполненный грибами и бадью сметаны. Ну в общем мы набили свои пузы и решили встать где нибудь за поселком дабы не искушать подвыпившее местное  население. Но увы к вечеру к нам подошли а кто не смог прийти, приехали на лошади. Ну и пришлось общаться. В итоге водка ни у них и ни у нас уже не лезла. Вот и пришлось расползаться.

18 августа - Рано утром нас разбудили гости. Опять те же наши друзья из местных. Опять принесли продукты. Мы их отблагодарили и убежали. Через часа два мы подошли к следующему небольшому поселку, Верхняя Еловка. Сам поселок представляет как и в Нижней Еловке несколько дворов. Три жилых дома. Нам предложили заселится в пустующем доме, что мы с благодарностью и приняли. Также нас и здесь очень хорошо угощали. Часть продуктов мы купили. На удивление жители этого поселка были безразличны к спиртному, что нас удивило и возрадовало.

19 августа - Дневка. Решено отдохнуть. Решили попытаться рыбачить. Местные жители нам любезно предоставили лодку. Но к сожалению рыба летом на спиннинги не берет, местные ставят сети только так и ловят. К вечеру нас угостили рыбой которую поймали в сети. Это были крупные особи ленка и хариуса. Ленка мы пожарили а из хариуса сделали сыроежку. Получилось очень вкусно.

20 августа - Из поселка в сопровождении двух местных жителей на лошадях мы покидаем это доброе место. Они решили нас сопроводить по короткому пути через знакомый им перевал, за что им большое спасибо. Когда поднялись вверх погода испортилась, пошел мелкий дождь с ветром. Поднявшись на перевал мы распрощались с нашими сопровождающими. На прощанье они нам дали банку варенья и сушенное маралье мясо. Действительно добрых людей можно встретить вдали от цивилизации. Вся искренность чувств людей здесь проявляется как нигде. Мы шли по верхам гор и основными ориентирами у нас были старые телеграфные столбы, которые должны были нас вывести на перевал через который мы должны будем спускаться до окончательного нашего места. Начал накрапывать дождь и мы решили остановится. Так как мы находились в верховьях то дров там не было вообще и поэтому мы спилили столб, по моему в эпоху развитого капитализма они уже ни когда не пригодятся, в профессиональном отношении. На ужин у нас отлично пошла сыроежка из хариуса. Перекусив сразу залезли в палатки так как было холодно.

21 августа - Вышли пораньше, нужно еще правильно выйти к перевалу. Тропа еле видимая. Но пока основным источникам ориентира являются все те же столбы. По верхам открываются обалденные виды, скалы и снег. В одном месте наткнулись на семейство сурков. Они мне показались мутантами, такие были здоровые. Местами столбы пропадали и мы шли по карте и по прибору. Но все таки мы благополучно вышли на перевал, мы его назвали Катон-Карагайским. С перевала открывался очень красивый вид. Сам спуск с перевала был очень крутой и если бы не тропинка ведущая вниз нельзя бы было поверить что здесь можно спуститься. Спустившись за перевал мы остановились в районе красивого плато. С двух сторон нас прижимали горы  и глядя с низу на тот перевал где мы прошли даже не верилось что там можно пройти.

22 августа - Начинаем спуск вниз в сторону пос. Катон-Карагай. Тропа идет хорошая, натоптанная. Вокруг нас здоровенные кедры, виды просто сказочные. Вскоре тропа постепенно переходит в дорогу и мы без проблем выходим к поселку. Здесь сразу пошли первые покупки, это в первую очередь пиво и хлеб. Я и Андрей Флорю пошли за автобусом который находился в 25 км. Мы вышли на трассу, пытались остановить попутки но все было без результатно. Через 10 км мы нас подобрала попутка и мы благополучно добрались к нашему автобусу. Вечером мы всей гурьбой выехали из Катон-Карагая. Под утро приехали к Бухтарминскому водохранилищу, здесь мы и решили остановится еще на день отдохнуть и уже ехать домой. Что мы благополучно и сделали.

Выводы: Сам район оказался очень интересным, диким. Вообще не посещаемый туристами, в чем его и новизна. Хотелось бы еще раз побывать здесь.